.:: ЯКУЦЕНИ.РУ ::. - Двадцать лет спустя или записки политического эколога

Двадцать лет назад на территории нашей страны победила окружившая нас природная среда. Господь, услышав наши молитвы, остановил фабрики и заводы. Прекратил химизацию сельского хозяйства. На бывших пашнях, заросших уже солидным лесом - резвиться божьи твари - зайцы да волки. Восстанавливаются в природном великолепии оренбургские степи. Целина вновь становится целиной.

По тонким ниткам за пределы родной страны убегает нефть и газ, практически не затрагивая природу. В западной Сибири - раскинулись нефтяные озера, как в древности в Монголии и Западной Персии.

В европейских реках России, впервые с 1970-х годов, появилась забытая по качеству и вкусу рыба. Раки вновь обильно расплодились. Бобры затапливают садоводства. Кабаны атакуют огороды. Царство победившей природы...

Будем объективны - большие города по-прежнему наполняют легкие граждан выхлопами. По прежнему "работает" Норильск, сбрасываются стоки ЦБК в Байкал. Однако уже угасает Воркута. Закрылись шахты Инты и Печоры. Замер московский буроугольный бассейн.

Может быть, нам пора переосмыслить наш привычный взгляд на охрану окружающей среды? Может быть, 20-летняя инерция мышления должна быть сменена новыми мыслями, новыми идеями и новыми действиями!

Действиями и идеологией совмещающей нашу жизнь, наше развитие с окружающей средой. Что бы не было выбора - или мы или природа! Что бы и мы и природа - были вместе. Не порознь. Дополняя и обогащая друг-друга.

Двадцать лет спустя или записки политического экологаИ тому есть прекрасные примеры в провинции. Успешные фермы. Теплицы. Перерабатывающие хозяйства. Реальный рост производства зерна, мяса, рыбы. Причем все это аккуратно и рачительно вписано в окружающую природную среду. Хозяйства нового типа, работающие по современным правилам - кровно заинтересованы в сохранении кормящих природных ландшафтов.

Для этого мы работаем над наукой и практикой оптимального выживания человека в условиях очевидной ограниченности природных ресурсов – политической экологией.

В её терминах и постараемся понять, что и как произошло за двадцать лет с природой великой страны и методами управления её природными ресурсами. И здесь мы волей-неволей вынуждены перейти к сухому формализованному языку. Что бы каждое слово стояло на своём месте и соответствовало факту.

Контрольно-надзорное обеспечение природоохранной деятельности в РФ

Система управления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности РФ постоянно подвержена переменам. Интенсивный законотворческий процесс, идущий в области охраны окружающей природной среды, привёл к ряду негативных последствий. Самая главная из них - утрата общей логики и внутренней согласованности различных элементов системы регулирования.

Контрольно-надзорные органы, отвечающие за охрану окружающей природной среды, были подвержены постоянным структурным изменениям. Крупные институциональные реформы были проведены в 1994, 1996, 2000, 2004 и 2008 гг. В результате постоянных кадровых расформирований и переформирований квалифицированные сотрудники были вытеснены, как из контрольно-надзорных органов, так и из государственной системы управления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности РФ.

Двадцать лет спустя или записки политического экологаВ результате резкого снижения квалификации кадров, в практике природоохраны, основной упор сделан на формализованное исполнение закона, при этом в силе остается множество отживших, экономически нецелесообразных и юридически неподкрепленных, или дублирующих друг друга норм. Такой подход уничтожает доверие к системе и регулирования и к государственным органам в целом и ведёт к игнорированию природоохранных требований. При этом те профессиональные специалисты, которые в силу указанных причин покинули государственную службу, так же профессионально и успешно оппонируют своим бывшим коллегам по контрольно-надзорным природоохранным органам.

Отсутствие четких целей и задач контрольно-надзорной деятельности ведёт к превратному толкованию показателей этой деятельности. Эффективность контроля оценивается по количественным показателям выявленных нарушений и наложенных санкций. В результате нет возможности оценить экономическую эффективность контроля, оценить снижение уровня негативного воздействия на окружающую природную среду в результате контрольно-надзорных мероприятий.

Подводим итог – ни граждане, ни Правительство Российской Федерации понятия не имеют, что происходит с природой данной нам Богом страны.

Вывод – система управления должна быть устроена таким образом, что бы и граждане РФ и Правительство РФ знали, до разумных деталей, что, как и почему происходит во вмещающей нас природной среде.

Двадцать лет спустя или записки политического экологаОдин из путей – сохранение и развитие ландшафтной системы страны и привязка системы управления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности РФ к защите вмещающих ландшафтов.

Не существует народа без территории, как места обитания, и без экологии, как способа существования. Место развития народа, этноса – это система ландшафтов, связанных коммуникационной системой. Вмещающие ландшафты люди преобразуют и создают свою историю, устраивая их в соответствии со своей культурой, мировоззрением. В них этнос получает всё необходимое для своего физического и исторического существования.

В этих ландшафтах народ вырастает, приобретая и поддерживая черты своего характера, воспроизводя себя биологически, культурно и политически. Поддержание и количества, и качества народонаселения невозможно вне исторически сложившейся ландшафтной системы. Численность и качество населения – важнейший показатель решения экономических экологических и культурно-исторических задач.

Соответственно необходимо законодательство, регулирующее использование, сохранение и развитие вмещающих, рекреационных, кормящих, культурно-исторических ландшафтов России. Создание системы регулирования социальных структур и ландшафтов, всей природной составляющей – задача политической экологии и в настоящий момент ключевая задача системы управления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности РФ.

 

С.П. Якуцени

1000 Осталось символов


Последнее на сайте

Их свергло небо

Моя давнишняя знакомая по Санкт-Петербургу, ...

Политическая экология о ...

«Что есть смерть, доктор Каплан? Прекращение ...

Оценка качества сточных ...

Стоимость пресной воды, как природного ресурса не ...

Оценка качества сточных ...

Исходя из проанализированного опыта работы ...

Scroll to top
Яндекс.Метрика