.:: ЯКУЦЕНИ.РУ ::. - О Мунке. Эдварде Мунке и не только

В Третьяковке закончилась выставка норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (1863–1944). Следует признать его человеком серьёзно опередившем своё время. Мунк - антитеза импрессионистам, мягким, приятным, романтичным – возвышающим душу и тело.

Клод Моне. Рыбацкий домик в Варенжвиле. 1882 год

Клод Моне. Рыбацкий домик в Варенжвиле. 1882 год

Первая мировая война, цунами революций, перепахавших Европу и Азию, снесла импрессионизм с его расслабленностью, манерность и удовольствием жить. На их место вынесло суровый реализм, как социалистический, так и нацистский. Соцреализм близок мне по духу и убеждениям.

Эрнст Фольбер. Митинг. 1933 год. (Ernst Vollbehr – Miting)

Эрнст Фольбер. Митинг. 1933 год. (Ernst Vollbehr – Miting)

«Арийскую» часть реализма также не следует забывать. Она выросла, как зубы дракона, уложившись в 12 лет, из них шесть в беспрерывной войне и походах. Не надо думать, что нашим предкам удалось засыпать это поле дустом. Всходы прорываются, то здесь, то там, уже 74 года. И с каждым годом они злей и злей.

Напишу банальность. Соцреализм тянул всех без исключения людей, выше и выше по сознательной лестнице эволюции. Не сложилось…пока. Первичные потребности перекрыли душевные порывы. Мы умели и умеем воевать и строить, строить и воевать, но оказались слабее в искусстве интриговать и сталкивать. Запомним этот момент. Сделаем выводы. Но эволюционно – социально ориентированное общество обречено на успех и огромное количество умной, упорной и кропотливой работы. Националистическая парадигма – загнать всех в безусловное рабство по произвольно-генетическому признаку – это варваризация и падение в палеолит.

Александр Дейнека. Оборона Севастополя. 1942 год

Александр Дейнека. Оборона Севастополя. 1942 год

Александр Дейнека. Покорители космоса. 1961 год

Александр Дейнека. Покорители космоса. 1961 год

На месте импрессионизма вырос не только реализм, но и как последний крик души расслабленной эпохи европейских рантье пророс экспрессионизм. Страдание людей, имеющих достаточный комфорт личной жизни и не понимающих целей и значения своей жизни – потребители и производители экспрессионизма. Поколение осознавших потерю, вкусивших ужас пустого бытия.

Эдвард Мунк. Крик. 1893 год

Эдвард Мунк. Крик. 1893 год

Это их осознание, их боль, их крик, понявших, что зона комфорта - причудливо исполненный саркофаг или склеп. Кому и что по средствам.

Эдвард Мунк, как безусловно талантливый художник, предвосхитил своё время, осознание надвигающейся катастрофы своей страты, своего класса рантье, теряющих кормящие ландшафты всего мира. Предвидел в 1893 году!

Эдвард Мунк, Мадонна. 1894 год

Эдвард Мунк, Мадонна. 1894 год

Мадонна, в исполнении Мунка, погибающая женщина с артериальным нимбом над головой. Не несёт покоя, не даёт утешения. Это прощание с миром, прощание с женщиной. Завершение и конец всего. Отказ от жизни вне зоны комфорта. Не оптимистическая трагедия, а личный Армагеддон.

За трагедией поколения Мунка в России родились совершенно другие люди. Совершено иные и лица. Создали совершенно другие типажи, полные любви к жизни, пренебрежения к её тяготам и устремлённые в будущее. Мир потихоньку поворачивается в нашу сторону. Наши женщины живут и зовут. Вместе с ними живём и растём все мы. Какие у нас мадонны!

Александр Дейнека. Мать. 1932 год

Александр Дейнека. Мать. 1932 год

Александр Дейнека. Бегущие девушки. 1941 год

Александр Дейнека. Бегущие девушки. 1941 год

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937 год

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937 год

Мунк не котлета, чтобы его любить. Он велик - среди своих и для своих. Его надо знать, но любить? Копию Мунка стене у себя в кабинете или дома - едва-ли бы повесил, а копию Пименова - да.

1000 Осталось символов


Последнее на сайте

Деревня Столбово, на ...

Столбово — деревня в Хваловском сельском ...

Тверь в октябре

Двинулись в СПб. Через Тверское царство.

Усольехимпром – ...

Постапокалиптический жанр достаточно популярен. ...

Оценка трансграничного ...

В книге приводятся данные о сопредельных с ...

Scroll to top
Яндекс.Метрика