.:: ЯКУЦЕНИ.РУ ::. - Вышневолоцкая водная система. От Вышнего Волочка по реке Цне и далее

Кончилась неделя погони за деньгами, пробивание фановых труб и мытья посуды в ванной. В пять утра встали, в семь утра на Фуд-сити закупили провиант и двинулись.

Промчав по М-11, трассе без съездов и поворотов большим крюком соскочили в районе Коломно на Е-105 и поехали по вымирающему тракту СПб-Москва к повороту на Красномайский, то есть на берег Вышневолоцкого водохранилища.

Давно хотел сюда попасть. Это сердце водной системы, соединившей Балтийское море с Волгой. Мы, в этом году были на её излёте в Шлиссельбурге, о чём подробно написал весной, когда к стране подкрадывалось «коронобесие», а сегодня, глубокой осенью, вышли к сердцу этой системы, когда коронобесие возвращается вновь.

Вытащил из интернета схему водных путей единой глубоководной системы Европейской части России, чтобы понять, как место нашего нахождение соотносится с Вышневолоцким водохранилищем и другими каналами, построенными при Петре I: Вышневолоцким каналом, Мариинской и Тихвинской системами каналов.

Единая глубоководная система Европейской части России

Единая глубоководная система Европейской части России

Каналы, построенные при Петре-I

Каналы, построенные при Петре-I. Вышневолоцкий канал. Мариинская и Тихвинская система каналов

[Фото: www.bibliotekar.ru]

Сравнивая современную систему глубоководных каналов и каналы, построенные при Петре Алексеевиче, становится очевидным, что Вышневолоцкая система полностью выброшена из жизни. То есть система ещё в 1705 году создавшая водную магистраль между Каспием и Балтикой полностью вычеркнута из нашей истории, что печально не только для души, но и для жизни и развития моей Родины.

Причём каналы были построены не на пустом месте. Ещё с древнейших времён низкосидящие ладьи пропускали через волок между рекой Тверцой - притоком Волги, - и Цной, уходящей через озёра и реки в Балтику. Это было 10 вёрст, то есть 9,3 км малого волока. Это был именно малый волок, гораздо более серьёзным был волок большой, на реке Мсте, при впадении в Ильмень.

Боровичские пороги или Боровицкие пороги, что лежат между селом Опеченский Посад и деревней Шиботово у города Боровичи Новгородской области. Сейчас на этом месте устроена природоохранная зона «Горная Мста», но лучше один раз увидеть, чем рассказывать о силе порогов на Большом, 30-ти километровом волоке. Соответственно поискал в интернете фотографии и разместил их в Вышневолоцком описании.

При высокой майской воде их штурмуют байдарочники, во время межени даже для лежащей почти на поверхности воды байдарки, они не проходимы. Однако свежепостроенный Петром Сиятельный Санкт-Петербург нуждался в приличном количестве провианта и фуража. Скудная природа окрестностей города при той технологии сельского хозяйства прокормить себя не могла. То есть без Центральной России столица, перенесённая на север, была-бы несостоятельна.

Представьте себе, как бы происходила перевалка грузов по допетровской схеме. Суда идут вверх по Волге до устья реки Тверцы, затем вверх по Тверце до Николо-Столпенского монастыря. Отсюда суда перетаскивали волоком на расстоянии 10 вёрст до реки Цны, а товары выгружали на подводы и вели гужом.

По Цне заходили в озеро Мстино, из которого вытекает река Мста впадающая в озеро Ильмень, из Ильменя Волховом в Ладожское озеро, а затем Невой в Финский залив Балтийского моря. Так и соединял Вышневолоцкий водный путь Балтийское море с Каспийским.

Мста. Вода высокая (первомайская)

Мста. Вода высокая (первомайская)

Мста. Вода высокая (первомайская). Порог Выпь и порог Лестница или Бели.
[Фото: www.msta-r.ru]

Схема Мстинских порогов

Схема Мстинских порогов. [Фото: www.msta-r.ru]

Вышневолоцкая водная система

Вышневолоцкая водная система. [Фото: www.teeb.biodiversity.ru]

Всё это представлялось до крайности романтичным в XIX веке и даже в ХХI-ом веках.

Заброшенный волок. Путь в Старгород

«Заброшенный волок. Путь в Старгород». Художник: Иванов Всеволод Борисович. 2005 год

Волокут волоком

«Волокут волоком». Художник: Н.К. Рерих. 1915 год. Xолст, темпера, 36,8 х 47,0
(Музей Николая Рериха. Нью-Йорк. США )

Предки были куда, как умнее и практичнее потомков. Волок был прекрасным доходным занятием. Тщательно охранялся всеми сторонами. Пока команда судна отдыхала, по дубовым рельсам, на смазанных жиром катках, где волами, где барабанными лебёдками суда перетаскивали на приличные расстояния за приличную плату. Плюс доходы с гостевых домов, харчевен и прочих услуг.

Парни в белых рубахах надрывно перетаскивающие брёвна с место на место - это бред обитателей городских квартир и благоустроенных поместий. Но, как бы то ни было, через волок явно перевезёшь меньше и дольше, чем без перегрузки по рекам и каналам. Это правда жизни. И история волока у Вышнего Волочка явно уходит за горизонт IX века, как и история городка.

Тверца отстояла от Цны до строительства каналов на 25 сажен, то есть 50 метров. Но это расстояние между верховьями рек. В пятидесятиметровом канале можно было бы славно гонять скорлупки грецких орехов и даже с парусами, а вот барже с грузом понадобился бы канал куда как протяжённее.

По своей привычке на изыскания и строительство канала Пётр в 1703 году пригнал иностранцев, голландцев и они построили Гагаринский (Тверецкий) канал к 1708 году длиной 2909 метров, шириной - 21 метр, глубиной - 2-3,5 метра. Поскольку у каждого «подвига» есть свой герой, мы героев этой повести помянем, для полноты картины: работы возглавил князь Матвей Петрович Гагарин (1659-1721), техническое руководство осуществляли голландские инженеры во главе с Адрианом Гаутером.

При соединении канала с Тверцой устроили гранитный шлюз, при запоре которого вода поднималась на 2,1 метра. Его вполне можно рассмотреть в Вышнем Волочке. Голландцы оказались так себе мастерами. Пару навигаций канал выдержал, а затем встал. Напортачили зарубежные мастера, да так, что к 1718 занесло все шлюзы и покоробило до полной потери работоспособности.

Работу одних иностранцев по мнению Петра Алексеевича возможно исправить только работой других иностранцев. Пётр нанял «прекрасно знающих», как строить каналы в Тверских лесах венецианцев. Венецианцы тоже оказались так себе мастерами…

И тут в дело вмешался человек до крайности заинтересованный не сколько в подрядах, сколько в товаропотоке - купец Михаил Иванович Сердюков (1678-1754), не путаем с «героем нашего времени». Сердюков ещё до 1700 года на речке Цне устроил винокуренный завод, поварни, хлебные амбары, «солодовни и овины, и уксусный, и кирпичные, и черепичные заводы». То есть снабжал волок чем надо - изрядно.

Кроме того, он имел постоянные подряды на поставку в Новгород на кружечные дворы вина, откупил таможенные и кабацкие сборы в Вышнем Волочке и Удомельском погосте. На его заводах работали многочисленные водяные мельницы, то есть и деньги были и опыт в гидротехнике, успешный - немалый. Не без ехидства он наблюдал за приключениями голландцев и венецианцев в России.

А когда громыхнула авария на Цнинских шлюзах в 1718 году и весенний караван не смог пройти через Тверецкий канал по полной воде и «воспоследовала в Петербурге нужда в провианте», понял - пора и послал доношение Петру I.

Идея была такова - использовать «бесполезно протекающую» реку Шлину, впадающую в Цну ниже устья Тверецкого канала. Если направить её воды «перекопом» через озёра Ключино и Городолюбское в реку Цну выше Тверецкого канала, то вода в ней «умножитца» и «судам будет Тверцою рекою свободный ход и государственная польза в том будет».

Портрет Михаила Ивановича Сердюкова

Портрет Михаила Ивановича Сердюкова, строителя Вышневолоцкого канала. Неизвестный художник, пер. четв. XVIII в. Из собрания А.В. Муравьева. Картина из коллекции Государственного Эрмитажа. [Фото: www.hermitagemuseum.org]

Дальше последовало предложение концессии или частно-государственного партнёрства, если писать сегодняшним языком. Работы выполняются «своим коштом», а государство это компенсирует необлагаемым налогами и сборами доходами с кабаков и мельниц в течение 15 лет.

Идея императору понравилась. Денег в казне не было, что сильно стимулировало самодержца к такого рода сделкам. Пётр I вызвал Сердюкова в Петербург и после личного доклада царю, 26 июня 1719 года последовал Указ Сената, передававший ему в содержание Тверецкий канал и шлюзы. «А за то ево иждивение и труд» право получения им доходов от мельниц и продажи вина, а также таможенных и канцелярских сборов предоставлялось ему не на 15, а на 50 лет. В этом же году Сердюков приступил к работам, по его выражению, «с крайним радением и прилежанием». Тверецкий канал был вычищен, шлюз починен.

Тверецкий канал. Начало ХХ века

Тверецкий канал. Начало ХХ века. [Фото: www.smolbattle.ru]

Казанский собор. Вид с запада с Цнинского канала

Казанский собор. Вид с запада с Цнинского канала. Фотооткрытка нач. XX в. их архива Е.И. Ступкина. [Фото: www.matveevo.prihod.ru]

Жизнь налаживалась. В 1722 году воды реки Шлины потекли по новому руслу, увеличив вдвое количество воды в Цне. По шлинской воде и в летнюю межень тяжело нагруженные барки свободно проходили от Твери до Вышнего Волочка и далее. Тогда же был устроен и Цнинский, он же Сердюковский канал. Он обошёл более 5 извилистых и каменистых вёрст в нижнем течении Цны.

Памятую любовь периодически дичающих правителей нашего государства к иностранцам, собственно это беда очень многих правителей, не только наших, уместно сравнить эффективность суммы голландцев, без учёта веницианцев, против одного Михаила Ивановича.

Получается, что за четыре года работ М.И. Сердюков выполнил объём работ в четыре раза больший, чем голландские, с позволения сказать, инженеры за шесть лет. Голландцы, при силовой поддержке Петра Алексеевича, нагнали на строительство Гагаринского канала более 10 тысяч мужиков, Михаил Иванович не нагнал, а подрядил от 300 до 1000, на максимально трудоёмкий период, отходников.

Вышневолоцкая водная система

[Фото: www.avatars.mds.yandex.net]

Вершиной гидротехнических усилий Михаила Сердюкова оказалось водохранилище площадью 6 квадратных вёрст. Образовалось оно после сооружения зимой 1740-1741 годов на реке Цне «заплотины» на месте небольшой заводской плотины и получило название Заводского.

Если вам когда-либо преподавали гидротехнику, то имя Михаила Ивановича Сердюкова должны были обвести золотом, так как это первый человек в мире, который понял и реализовал принцип создания запасов вешних, паводковых вод в водохранилище и постепенно срабатывания накопленной воды в летнее время, поддерживая приемлемый для судоходства уровень воды.

Заводская гранитная плотина

Заводская гранитная плотина. Открытка 1912 год. [Фото: www.vischny-volochok.ru]

Михаил Сердюков был обласкан властью. В 1722 году он получил новый сенатский указ, подтверждающий привилегии и права, например, право получать с проходящих судов «посаженный сбор» - 5 копеек с каждой сажени длины барки.

Однако, основной доход приносил отнюдь не судовой сбор. Безакцизное вино, кабаки и девки приносили содержателю водной системы основной доход окупая с торицей затраты на содержание водной системы. Замечу ему доход, а людям приятно.

До Сердюкова никому из русских и иностранных специалистов не пришла мысль о создании запаса вешних вод и содержания с этой целью резервных водохранилищ, с тем, чтобы использовать их в летнее время.

Цнинский бейшлот

Цнинский бейшлот. Фотография Ильи Буяновского, 30 апреля 2008 года.
[Фото: www.venividi.ru]

Цнинский бейшлот

Цнинский бейшлот

Сейчас это чуть ли не режимный объект - на него смотреть, а не то, что ходить не всегда можно. [Фото: www.kuba.livejournal.com]

С 2012 года вид бейшлота изуродован металлическими заборами, проволочными заграждениями, бетонными надолбами. Уродство в голове, уроды на мiру. Вот он их, внутренний мир, у нас с вами на глазах.

Сегодня Вышневолоцкая водная система находится в управлении канала имени Москвы, что просто бросается в глаза… От старинных сооружений уцелели набережные, опоры Мстинского шлюза, фрагменты Цнинской плотины - словом, под управлением канала имени Москвы система разваливается быстрей, чем при оккупации.

14:36. Вышневолоцкое водохранилище с дороги на пос. Октябрьский.

Заводской резервуар, а сейчас Вышневолоцкое водохранилище, образовано слиянием рек Цны и Шлины

Заводской резервуар, а сейчас Вышневолоцкое водохранилище, образовано слиянием рек Цны и Шлины

14:52. Неспешно ехали вдоль реки Цна поглядывая на великолепие сосновых лесов, видимых, но недоступных с трассы М-11. Увидели великолепный съезд, пустую дорогу метров на триста в обе стороны, начал разворот, как на скорости километров 140 вылетел грузовик и прекрасно видя меня даже не стал тормозить, до последнего мгновения, я уже приготовился…, но он чудом остановился. Чуть не… Целы. Твою дивизию. Съехал в лес перекурить. Трясучка. А так бы остались без этой повести…

Вышневолоцкая водная система

15:00. Следы на песке есть. Грибов совершенно нет, нервы постепенно и медленно успокаиваются. Вот она жизнь. Впереди громадьё планов, а вместо них придурок за рулём импортного большегруза таскающий песок с карьера на трассу.

И выпить нельзя, хоть и в лесу, а за рулём. А следовало-бы, хотя бы пустырника. Спиртовую настойку.

Следы на песке

Следы на песке

15:24. Хитрыми тропами выехали на берег Цны, там, где на карте обозначен мост. Карта не обманула. Мост имеется. Навесной. На этом мосту хорошо сидеть на закате дня и играть на дудочке что-нибудь весёлое, например, «эй, зверятки, завяжите бантиком хвосты…», но это весной. А сейчас, осенью, нужно что-нибудь грустно-лирическое. Вот так:

Река Цна. Мост

Река Цна. Мост

В Муми Доле была поздняя осень

В Муми Доле была поздняя осень, Снусмумрик сидел на перилах моста и играл на губной гармошке. [Туве Янссон, «В конце ноября»]. Рисунок Екатерины Ивлевой, СПб.
[Фото: www.behance.net]

Хороший мост, лиричный. Но - занят. Да и Ниссанчик не бросишь - в нём много вкусного и полезного. Раздвигая ветви капотом движемся дальше на минимальных скоростях.

15:31. Брод. Если на реке нет моста, то всегда должен быть брод. И это место нам открылось. Вот она, переправа через всю (!) Цнинскую водную систему. Возможность колёсами прощупать дно истории.

Вышневолоцкая водная система

Вышневолоцкая водная система

Вышневолоцкая водная система

Вышневолоцкая водная система

18:01. Стоянка на реке Цна. Повезло, так повезло. Великолепный высокий берег реки оборудованная, чистая стоянка. Спасибо тем людям, что приложили свои умелые и заботливые руки к этому удивительному месту. Честь им и хвала.

Вышневолоцкая водная система

Пока светло ставим палатку, заготавливаем в стороне дрова, разворачиваем стоянку и обеспечиваем вечерний свет. Всё быстро, всё среди сосен, волшебной тишины и мягко текущей внизу, под песчаным обрывом, реки.

И такое настроение, что вот сейчас, внизу, вознося к небу, словно сосны, мачты, идут суда и барки с зерном в родной и далёкий северный Санкт-Петербург, сиятельный Санкт-Петербург. Вот, как на этой, уставшей от времени и музея картине:

Барка на Мсте

Барка на Мсте. Собрание Академической дачи художников. [Фото: www.of.putnik.ru]

И у нас горит костёр, и у нас, как шалаш - стоит палатка, и у нас, не на воде, а на земле, стоит наша сухопутная барка со стальным мотором.

И как тогда, так и сейчас, по песчаным берегам к ночному небу устремляются сосны, струятся воды.

Вышневолоцкая водная система

А не уследил и оказался не на Цне, а на Амуре, чудеса.

Вышневолоцкая водная система

Пригляделся повнимательнее, Амур, какой-то не тот, берега близко, птицы не те, рыба не так плещет. Не признаю эту речку, как Амур.

Всё же это Цна. Аккуратнее надо быть с фокусом и зрением. Геодезическая сеть - не река, а где и чья эта сеть - вопрос государственной тайны. Отнесёмся к ней с уважением. И к себе отнесёмся с уважением, посмотрим, как мы друг друга уважаем!

Вышневолоцкая водная система

18:15. Вечер плавно переходил в ночь. Плавно, но решительно.

Вышневолоцкая водная система

Вышневолоцкая водная система

18:40. Костёр грел, костёр играл, костёр насылал самые разные, но всегда спокойные мысли. Готовил ко сну. Великое таинство огня.

Вышневолоцкая водная система

Подведём итог началу нашего путешествия. Итак, теперь мы знаем, что система работала, даже не смотря на конкуренцию железных и шоссейных дорог. Только в середине XIX века через Вышневолоцкий водный путь в среднем проходило товаров на 26 млн рублей в год, из которых с Волги поступало 18 млн, с пристаней в пределах самой системы - 5 млн, из бассейна озера Ильмень - 3 млн; товары ещё на 5 млн рублей разгружались в пределах водной системы, не доходя до Петербурга. Основным товаром были хлебные грузы, переваливали за год около 240 тыс. тонн.

В начале XX века клятый царизм по наущению железнодорожников перестроил шлюзы в водоспуски. Таким образом транспортное использование водного пути сделали мал-мала меньше. Транзит Волга - Нева был обрублен. Железная дорога стала монополистом по перевозке генеральных грузов. Теперь можно было поднимать тарифы на перевозку до небес.

Пристань Вышний Волочёк до 1917 года и паровой катер «Чайка»

Пристань Вышний Волочёк до 1917 года и паровой катер «Чайка»

На городском причале. 1960-е годы

На городском причале. 1960-е годы

Ну что ж сказали советские товарищи и воссоздали в 1940 году в центре города Вышний Волочёк, на левом берегу Цны, ниже старого устья реки Шлины пристань Вышний Волочёк.

В 1959 году пристань вошла в состав пассажирского порта Калинин. Пристань выполняла пассажирские перевозки по Вышневолоцкому и Мстинскому водохранилищам на пассажирских судах типа «Калининец» (К-80) и с августа 1988 года - на Вышневолоцком водохранилище. За навигацию через пристань проходило свыше 70 тыс. пассажиров (1989).

К-80, «Садко»

К-80, «Садко», снимок 15 июля 2012 г. Спущен на воду 28.09.1955. «Калининские мастерские». [Фото: www.fleetphoto.ru]

До 1980-х годов осуществлялось пассажирское судоходство на двух линиях «В. Волочёк-Мстинская плотина» и «Здешево-Перерва». В настоящее время регулярного судоходства в пределах водной системы (за исключением Волхова) нет; в Перечень внутренних водных путей России включены два участка Вышневолоцкой водной системы: Вышний Волочёк - плотина на реке Мста (25 км) и посёлок Здешево-Перерва (Вышневолоцкое водохранилище) (8 км)» [Перечень внутренних водных путей Российской Федерации. www.skitalets.ru.].

Нижние 174 км течения Мсты и Сиверсов канал признаны водными путями без гарантированных габаритов и без навигационной обстановки, что фактически означает отказ государства от их обслуживания. Волхов является внутренним водным путём с навигационной обстановкой без освещения и с гарантированным габаритом, с периодом действия с 01 мая по 31 октября. То есть по Цне, мимо нас, никто не проплывёт, как жаль…

04 октября 2020 г, 7:30. РЕКА ЦНА

Ночь была чудесна, часа в три ночи, вынырнув из палатки я не смог вернуться сразу назад, по мистической причине. Сосновый лес, весь высокий берег был залит серебром полной луны. Заворожённый гармонией ночи, с изумлением полуспящего человека, глядя сверху, на низкий берег реки утонувший в тумане, а речная вода - нет, ясной лентой отделяла туман ночи от её-же серебра, бродил среди сосен и елей в полной тишине и свежести бесшумной ночной жизни. Чудесный сон был ещё и сказочным. Каким - не напишу.

Вышневолоцкая водная система

Под утро, кто-то, как мне показалось, прошёл мимо нашей палатки и нежно прижал мой пальчик, привольно оттопырившейся в борт палатки. Не иначе Анютка, решил я и мигом выбрался наружу. Тишина, но уже утренняя. Анютка сладко закопалась в плед и спальник в машине. Ванька дрыхнет, как и положено опытному рыболову, если не пнуть, то до полудня. И никого. А палец кто-то прихватывал…

Вышневолоцкая водная система

Утро, тем не менее было хорошо! Тепло и сухо, красиво и тихо. Рай, в представлениях человека, измаявшегося в урбанистических пространствах и оглушённого воем листосметалей, смигалкойгонятелей и бордюрокопателей оснащённых говновыдыхателями.

Самое время бродить в одиночку, присматриваясь к лесу и его диковинкам. Но, сначала пошёл разведать, что журчало на реке всю ночь, журчит и сейчас.

Вышневолоцкая водная система

Облака уже становятся зимними…

Вышневолоцкая водная система

Вышневолоцкая водная система

И вот он, «Журчащий_в_ночи», в заросшей пойме, под высоким берегом, деревянный шатёр охраняет родничок, а ручеёк питает хрустальными водами Цну.

Наверху, на песке мураши готовятся к зиме. С одной стороны - жизнь, но жизнь, готовящаяся к сезонному затишью.

Вышневолоцкая водная система

Внизу прибрежные валуны тоже готовятся к зиме. Одеться в ледяные кружева, переваливать через себя лёд, а может быть даже и покрыться льдом и снегом, снизу омываясь быстрой водой. - им это знакомо тысячи лет.

Словом, так и кружил по лесу, вдоль берега реки принюхиваясь и присматриваясь ко всяким лесным мелочам. Когда в лесу живёшь и работаешь, всё видишь, всё замечаешь, но совершенно иным взглядом, деловым, наверно так правильно будет написать. А сейчас настроение отдыха, философий, рассуждений и лёгкой истомы. Душа тоже готовится к зиме.

Вышневолоцкая водная система

Вышневолоцкая водная система

12:50. Купание на реке Цне. Почему так, стоя на одном берегу рано или поздно хочется сплавать на другой берег. «Другие берега» - это понятие вечное и манящее, более манящее, чем «чужие жёны», да и более достойное. Никто из нас не знает куда выведут «другие берега», но многих из нас они манят именно этим незнанием.

Может действительно есть место, где можно высунуть голову в разрыве хрустального купола неба и осмотреть механизм вселенной, не скрытый хрустальным стеклом. Может быть повезёт и вы увидите, кто заводит этот механизм, час-за-часом, век-за-веком. Вряд-ли подружитесь, но увидите.

Но для этого надо начать свой путь к «другим берегам». Я когда-то начал его и продолжаю, год за годом.

Вышневолоцкая водная система

Вышневолоцкая водная система

В какой-то момент, остановится, задуматься и громко, самому себе, сказать, а чем я не Тиберий Август и запахнуть плед, как тогу и голову мою незримо украсит Императорский венок из не произрастающего на Цне лавра.

Публий Квинтилий Вар, где мои легионы?!!! Где вы, мои легионы?! Я вновь брошу их на германцев. Брошу с Востока, откуда не ожидают, где германцу всегда преследует рабство и смерть. Призраки Тевтобургского леса требуют отмщения, старые черепа трибунов и центурионов, прибитые гвоздями к лесным стволам.

13:00. Лагерь собран. Лагерь убран. Залит костёр. Оставлены дрова и растопка для тех, кто придёт вслед за нами. Дорога, по которой некогда шли бечевники раскатана широкими протекторами не боящихся леса машин - нам пора. Мы движемся дальше. Открываем новые пути, прокладываем новые направления. Для себя и для Вас, мой читатель.

Вышневолоцкая водная система

1000 Осталось символов


Последнее на сайте

Геотоксикология, как ...

30 ноября 2020 года Межвузовский Академический ...

Гидроузел

Казалось бы, проекты, связанные с переброской ...

Торжок

Боже меня упаси рассказывать про былое величие ...

Вышневолоцкая водная ...

Кончилась неделя погони за деньгами, пробивание ...

Scroll to top
Яндекс.Метрика