.:: ЯКУЦЕНИ.РУ ::. - Матисов остров

Если вы собираетесь изучить Матисов остров, то несомненно день проведёте у воды. Приём у воды в стиле «техно». Так как остров находится в Петербурге и отделён от Петербуржского материка рекой Мойкой, Невой и даже Пряжкой. Есть на свете и такая река.

Матисов остров

Река Мойка. Стиль техно 1960-х

Река Мойка. Стиль техно 1960-х

Но начну по порядку. Первое, отправился к устью реки Мойка, посмотреть все ли учреждения в Городе в наличии и какие из них закрыты.

Фотография перспективы Английского проспекта на набережную реки Мойки

Фотография перспективы Английского проспекта на набережную реки Мойки. Право-слова проспект Маклина, здесь больше подходит. Снимок выполнен 3 января 2016 года

Очевидно, что никуда не делась «красавица» ТЭЦ эффектно завершающая выход Английского проспекта к воде. На территории верфей царит морской порядок. Ржавые конструкции чётко уложены вдоль плетения решётки и вместе с силикатным кирпичом и отвалами грунта радуют глаз весенней красотой.

Следующее важное учреждение – больница св. Николая Чудотворца так же вполне открыта.

Матисов остров

Ждёт скорбных духом своих постояльцев. Здесь вечный карантин и смирение. Невесёлое место. Ирония не уместна, да её и не будет. У каждого своя судьба.

Матисов остров

Пройдусь дальше, не выходя, пока, за пределы Матисова острова. Остров, как и многое на берегах Невы и в её окрестностях давно и плотно заселён ещё с новгородских времён, дополнен шведским и финским населением.

Не обошлось и без подчисток. Петру, не понятно с чего, очень захотелось заселить именно пустые берега. Пришлось подчищать карты. Не ясен смысл этого действия – то, что построил Пётр и продолжатели его дела многократно превысило масштаб всего, что здесь было ранее. Но, как говорится, что сделано, то сделано… думайте теперь, зачем. Приведу две карты, шведскую и отечественную.

Шведская карта Беллинга, 1687 года

Шведская карта Беллинга, 1687 года

План местности Санкт-Петербурга 1698 года отредактированный в 1872 году

План местности Санкт-Петербурга 1698 года отредактированный в 1872 году

Обе карты вполне доступны и хранятся в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в СПб. Пользуйтесь на здоровье. Никаких секретов.

Как видим на всех картах остров имеется и что-то на его земле и берегах делается, скорее всего рыбацкое. Населяли остров ижорцы, коренные жители этих мест, сохранившееся на портовой и морской работе до наших лет. В прошлом году с одним из ижорцев хорошо разговорились в сигарном клубе Санкт-Петербурга, интереснейшей человек! К ижорцам подселялась всяческая отставная солдатская братия и село на острове в допетровские времена, да и в петровские называлось Чухонской деревней, а река, которую мы теперь знаем, как Пряжка, они знали, как реку Чухонка и бежит река нынче не по природному своему руслу, на которое время от времени натыкаются при выполнении инженерно-геологических изысканий, а по руслу Сальнобуянского канала о котором теперь никто и не помнит, а между тем из-за него остров потерял где-то треть своей суши, теперь она числится за Коломенским островом. Петербург – это вам не какая-то часть суши! Это архипелаг, сложенный великими и величайшими островами.

Матисовым остров стал, вероятно, с 1703 года, когда его получил мельник Матис, за небольшие деньги и, главное, за регулярный «стук» петровским военачальникам о перемещении соотечественников-шведов. Как видим – не прогадал, ай да мельник! В Матисовой деревне, замечу, мельнику она не принадлежала, жили лоцманы, но не долго, с 1712 года по 1765, когда пожар спалил всю деревню.

Остров изначально планировали «очень красиво» аккуратно и регулярно застроить. Сначала по плану А.В. Квасова, 1763 года [План 1763-1765 гг.. архитектора А.В. Квасова в составе «Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы»], затем по плану известному из гравюры Х.М. Рота, 1776 г [Семенцов С.В., Марголис А.Д. Санкт-Петербург. Планы и карты. СПб, 2004]. Однако это были всё прекраснодушные проекты, а первый реальный план острова мы знаем только от 2 октября 1786 г и хранится он в Российском государственном военно-историческом архиве, где лежат документы о российской армии от конца XVII века до 1918 года и находится архив во Дворце Петра I на Яузе, улица Вторая Бауманская, дом 3, впрочем, никогда в этом архиве не был.

Из плана от 2 октября 1786 г и материалов к нему мы знаем, что остров плотно заселён, вся застройка и владельцы исчислены, платят в казну налоги и ведут себя прилично. Более того, землю и постройки у них выкупает государство и хорошо компенсирует издержки. Так же мы узнали о крупнейших собственниках на острове:

  • купце Кононе (!) Гутуеве, он запросил двенадцать тысяч рублей за свой купеческий двор, занимавший вытянутый вдоль берега Невы участок на юго-западной оконечности острова, на месте появившегося позднее Сального буяна, застроенный тремя каменными домами с вальмовыми, то есть четырехскатными крышами;
  • купце Стахове, владельце деревянного жилого покоя и сарая;
  • купце Долгове обладавшим двумя деревянными домами.

Всё прочее постройки были казёнными:

  • Винные амбары,
  • Каторжный двор.
  • Адмиралтейский трубный двор.

Вдоль берега Невы располагались:

  • тоня, то есть место, где рыбу ловят неводом;
  • скотобойни,
  • «торговые» бани.

В глубине Матисова острова, как и положено, устроена караульня и кабак. Пейзаж был вполне деревенский, регулярные улицы отсутствовали, а участки отделялись один от другого - заборами. Позднее, в начале девяностых, 1790-х, по сохранившейся до сего времени привычке, выполнили намыв и в соответствии с городским генеральным планом проложили улицы.

Новые участки покупателям выделялись под обязательство застроить приобретённые участки вдоль улиц регулярным каменным строением «в три этажа». Сделка оформлялась указом императрицы Екатерины II. Солидно. Очевидно, что испрашивать участки на берегу Невы устремилась толпа горожан и среди них оказался шотландский купец Карл Берд. Прошение, поданное Бердом на землю датировано 8 июня 1794 г. Однако так просто земля ему не досталась. Пришлось женится на Софии, дочери делового партнёра - Френсиса Моргана, не пирата, но металлурга, причём Санкт-Петербургского.

Портрет Чарльза Берда. Художник В. Васильев

Портрет Чарльза Берда. Художник В. Васильев [Фото: www.old.eurasmet.ru]

Приданное за дочь было получено Карлом Бердом уже в 1796 г. и располагались в местах очень знакомых обитателям Старой Коломны. Это дома и участки с двух сторон Мясной улицы, торцом выходящие на реку Пряжку. Тогда улица Мясная называлась Малой Рыбной. Вторая часть приданного – северный участок Коломны, непосредственно на Матисовом острове, на месте бывшего трубного двора.

На этом месте и был устроен знаменитый чугунный завод Берда, самое крупное предприятие Санкт-Петербурга второй половины XVIII в. С 1796 года к литейной мастерской построили механическую и корабельную верфь. Берд в 1800 году внедрил на производстве паровую машину и начал заниматься строительством судов. Первый русский пароход «Елизавета» сошёл именно со стапелей его верфи в 1815 году.

Пароход «Елизавета». Первый в России. Создан на Матисовом острове

Пароход «Елизавета». Первый в России. Создан на Матисовом острове. «Берд не построил для приложения паровой машины к судам нового судна, а только вделал сию машину в обыкновенную Тихвинскую лодку...» [Фото: www.magazine.aoosk.ru]

В 1816 году был спущен на воду второй пароход, мощнее и грузоподъёмнее. Страшно подумать, каково было бы англичанам и французам в Крымскую войну, если бы царь дал заказ на строительство военных кораблей на паровой тяге… Именно так на Матисовом и Галерном островах рождался будущий Адмиралтейский завод.

В 1815 году Берд создал новое пароходство на Неве и долгое время был единственным хозяином парового сообщения по Неве и её рукавам, а также между Петербургом и Кронштадтом. С навигации 1817 года регулярные пассажирские рейсы шли два раза в день, а к 1820 году на линии Санкт-Петербург - Кронштадт ходили четыре парохода Берда. Тема пошла! Берд быстро и дёшево выпустил множество транспортных судов буксирую, практически монопольно, товар из Кронштадта в Петербург и обратно, благодаря чему нажил громадное состояние. Не теряя времени налажено пароходное сообщение между Санкт-Петербургом, Ревелем, Ригой и другими городами. В результате Чарльз Берд владел речным пароходостроением по всей России. Какая полезная штука монополия в виде десятилетней привилегии на право монопольного строительство судов для Волги! Никакое частное лицо без разрешения Берда не имело возможности строить свои пароходы или делать их на заказ [Шуйский В. К. Тома де Томон Л: Лениздат, 1981].

Пароход «Елизавета» 1815 на ходу в Кронштадт

Пароход «Елизавета» 1815 на ходу в Кронштадт. [Фото: www.foundation-of-historic-boats.ru]

Паровой колёсный катер «Русич»

Паровой колёсный катер «Русич» повторяет этот ход в 2015 году к 200-летию первого парохода России. [Фото: www.foundation-of-historic-boats.ru]

Петербуржский фольклор тех лет: «— Как дела?; — Как у Берда, только труба пониже, да дым пожиже». К 1820 году по рекам России уже ходили или были готовы к спуску 15 пароходов, а к 1835 году в России было 52 парохода. Исключительная императорская привилегия принадлежала Берду до 1843 года — только этот завод занимался строительством и эксплуатацией паровых судов в России.

Мемориальная доска в честь Чарльза Берда на доме 5 по ул. Александра Блока на Матисовом острове

Мемориальная доска в честь Чарльза Берда на доме 5 по ул. Александра Блока на Матисовом острове

Мемориальная доска в честь Чарльза Берда на доме 5 по ул. Александра Блока на Матисовом острове

Первый пароход по Волге купец Всеволод Всеволжский, с разрешения Берда, пустил в 1817 году. Последний российский колёсный пароход, «Николай Гоголь», завершил свои рейсы в 2012 году. Вот и получается, что русские колёсные пароходы таскали грузы и людей с 1815 по 2012 годы, то есть 197 лет.

Карл Николаевич Берд был властью обласкан. В 1811 году пожалован императором чином горного ведомства, соответствующим гражданскому чину коллежского асессора и получил дворянство. Карл Николаевич поименовался обер-гиттенфервальтером VIII класса, то есть старшим заводским управителем. К 1834 это соответствовало чинам: майора (армия), капитан-лейтенант (флот), коллежского асессора (гражданская служба). Карьера пошла вверх. К 1817 г. Берг был награжден орденом Св. Анны II степени и получил следующий чин обер-бергмейстера VII класса, старший горный мастер, что соответствовало чинам подполковника (армия), капитана 2-го ранга (флот), надворного советника (гражданская служба).

Матисов остров сугубо прозаичное. По прямой от улицы Декабристов въезжаем на остров через Банный мост на бензозаправку. Закономерный вопрос, заправка есть, шиномонтаж есть, даже пустырь имеется, а бани нет. Так где? Была баня. Была. Давно и именно там, где пустырь правее заправки. С 1822 года, основанные купцом Лаврентием Крашенинниковым и назывались Матисовыми. Вот такими они были в 1869 году:

Бани Крашенинниковых. 1869 год

Бани Крашенинниковых. 1869 год. [Фото: www.citywalls.ru]

На следующем чертеже фасад бань по Матисову переулку в 1912 г. Сейчас адрес: Пряжки наб., 7/Матисов пер., 3.

Фасад бань по Матисову переулку в 1912 году

Фасад бань по Матисову переулку в 1912 году. [Фото: www.citywalls.ru]

К 12 сентября 1999 года бани стали вот такими:

Бани А.М. Гурдина - Матисовы бани. 12 сентября 1999 года

Бани А.М. Гурдина - Матисовы бани. 12 сентября 1999 года

Бани А.М. Гурдина - Матисовы бани. 12 сентября 1999 года. [Фото: www.citywalls.ru]

Здание бань у правого обреза. 1970-е годы

Здание бань у правого обреза. 1970-е годы. [Набор открыток "Город мой… Блоковские места в Ленинграде" Автор М. Гордин. Фот. В. Брязгина, В. Куприянова, Е. Плюхина. Л., Художник РСФСР, 1980г.]

Бани работали до 1978 года, как минимум. Было три отделения: женское и мужское, с центрального входа и отделение «Мать и дитя» с отдельным вход с набережной реки Пряжки. Во время блокады бани не работали, на кафельном полу в промерзших помещениях складывали трупы умерших, но в 1944 году бани восстановили и они заработали далее. Таким образом бани, проработавшие с 1822 по 1976 год, то есть 156 лет и простоявшие до 2005 года, то есть через 203 года снесены ни ради чего.

Строят заправку и готовят историческое здание к сносу. Фотография с Банного моста

Строят заправку и готовят историческое здание к сносу. Фотография с Банного моста. [Фото: www.save-spb.ru]

Не могу не вспомнить циркуляр: «Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета по строительству Вахмистрова А.И.» [Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 01.07.2002 N 1041-ра «О признании частично утратившим силу распоряжения исполкома Ленсовета от 28.05.1986 N 664-Р»].

Матисов остров, как и умы нашей номенклатуры охватил карантин. Знакомая и уютная гостиница «Матисов домик» уже никого не приглашает и не ждёт.

Гостиница «Матисов домик», за железным занавесом

Гостиница «Матисов домик», за железным занавесом

Дом на другой стороне речки, тоже готовится к добру.

Уютный дом №10 на набережной реки Пряжки

Уютный дом №10 на набережной реки Пряжки

Закрыли и ресторан «Bon Art». Жаль, симпатичное было заведение и рядом с бизнес-центром в конторе бывшего фольгопрокатного завода.

«Bon Art», улица Александра Блока

«Bon Art», улица Александра Блока

Матисов остров

Матисов остров

Коли всё так строго на Матисовом острове, баню снесли, рестораны и гостиницы закрыли – возвращаюсь на Коломенский остров. Здесь и кофе предложат, и пирожками угостят. Хоть и «карантин».

1000 Осталось символов


Последнее на сайте

Геотоксикология, как ...

30 ноября 2020 года Межвузовский Академический ...

Гидроузел

Казалось бы, проекты, связанные с переброской ...

Торжок

Боже меня упаси рассказывать про былое величие ...

Вышневолоцкая водная ...

Кончилась неделя погони за деньгами, пробивание ...

Scroll to top
Яндекс.Метрика