.:: ЯКУЦЕНИ.РУ ::. - Семимостье

Зимние каникулы уходят в зенит. А жаль. Последние хлопоты тёплого января. Ехал и застыл у Семимостья, где сливается Крюков канал и канал Грибоедова, где Никольский Морской собор стоит памятью русских моряков, где Свято-Исидоровская церковь светит нежной лазурью куполов. Сердце замирает.

Семимостье

Справа - казармы Гвардейского флотского экипажа

Справа - казармы Гвардейского флотского экипажа

Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) и Пикалов мост

Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) и Пикалов мост

Семимостье. Должно быть видно семь мостов. Проверим на себе. Встал у Пикалова моста. От Морского собора Святителя Николая по правую руку. Осмотрелся - оно – Семимостье.

Надо сказать, что именно благодаря Пикалову мосту я узнал, что в Адмиралтейском районе есть Коломенский и Покровский острова. Если оглядеться, то Старая Коломна, да и в целом Адмиралтейский район – это не материк, а россыпь островов дельты Невы. Куда не придёшь – остров.

Пикалов мост, когда-то он назывался и Перешивкинским мостом, по имени владельца соседнего питейного заведения, а в Коломне и по сию пору любят и умеют выпить, устроен давно, в 1785 году, то есть царствование Екатерины II. Был он типовым, деревянным и разводным. По тому времени его близнецами были: Мало-Калинкин и Аларчин мосты.

Пикалов мост

Пикалов мост. Авторы: инженер П.А. Лихачев (1905 год), архитектора Александр Лукич Ротач (1953 год), инженеры Л.Н. Соболев и Р.Р. Шипов (1982-1984 годы)

В конце XIX века надобность в его разведении отпала, и он стал однопролётным, а таким, как мы его видим сегодня, стальным и гранитным, с красивыми фонарями, он становился с 1953 г. по 1984 год, в ходе ремонтов и укреплений.

Красногвардейский мост, построен в 1956—1957 годах для прокладки теплофикационных труб. Он здесь, на фотографии с видом на Николу морского.

Красногвардейский мост

Красногвардейский мост, построен в 1956-1957 годах. Авторы проекта: инженер П.А. Куликов, архитекторы П.А. Арешев и В.С. Васильковский

Старо-Никольский мост. Этот мост соединяет Спасский и Покровский острова. Архипелаг, он и есть архипелаг. Построен деревянным ещё в царствование Петра Алексеевича. Затем, как и все мосты Семимостья, менял свой облик, увеличивал надёжность. Теперь ему, что конка, что трамвай, что тяжёлый грузовик – выдержит всё. Достойный мост по Садовой улице.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост

За Старо-Никольским мостом, ближе к Фонтанке, пересекая Крюков канал и соединяя Спасский и Покровский острова виден Смежный мост. Построен деревянным и разводным при царице Екатерине II. Перестраивался и укреплялся многократно, сохраняя свой исторический облик до 1964 года.

Смежный мост

Смежный мост

Именно тогда инженер Е.Е. Розенфельд получив задание переделать проект для прокладки через мост теплофикационных труб презрел все архитектурные традиции Санкт-Петербурга и превратил его в утилитарное мостовое сооружение. Ему бы в Москве работать, а не в Ленинграде. В Москве таких любят.

Ново-Никольский мост

Ново-Никольский мост

Ещё один мост королевской красоты (ирония) - Ново-Никольский мост через канал Грибоедова. Его биография куда, как сложнее архитектуры. Открыт он был в царствование Николая I, однопролётным чугунным арочным мостом и при Николае I Павловиче, рухнул, как и многое в его царствовании.

В 1841 году построили стальной мост балочной конструкции, прогрессивный по тем временам метод строительства мостов. Автором проекта моста был русский инженер-литейщик, обер-берггауптман 4-го класса, управляющий Александровским чугунолитейным заводом в Санкт-Петербурге Матвей Егорович Кларк, а что бы не шалил и мост вновь не рухнул царь-батюшка приставил к нему пару именитых наблюдателей: генерал-майора, инженера путей сообщения и горного ведомства Егора Андреевича Адама и Карла Ивановича Росси, архитектора, для петербуржцев в пояснении не нуждающимся. Вся эта поднадзорная красота, с фасада, выглядела, как на чертеже:

Фасад Ново-Никольского моста через Екатерининский канал

Фасад Ново-Никольского моста через Екатерининский канал. [Фото: www.wikimedia.org]

Свайные опоры и другие деревянные конструкции моста в нашем «сухом и тёплом» климате сгнили и в 1933—1934 гг. мост был перестроен в однопролётный арочный со сплошным железобетонным сводом. Проект инженеров: М. И. Жданова, А. В. Козловой и архитектора И. Г. Капцюга. Как видим в обоих случаях – чем больше авторов и надзора, тем краше мост. Впрочем, ругать не будем. Держал трамвай, держит и машины. Для эксплуатации – годен.

Торговый мост. Соединяет Коломенский и Казанский острова. У нас есть Казанский остров!!! В 1797 году он ещё был Средним мостом, но с 1798 года имел и сохраняет имя Торгового. И улица была Торговая, а не Союза Печатников, что сгинул в революционной кутерьме. В деревянном виде мост простоял 115 лет, до 1900 года, когда запретили движение пролёток и прочего колёсного транспорта. В 1905 году сгнившее дерево заменили металлическими двутавровыми балками, перебрали кладку устоев моста, а заодно сэкономили - убрали торшеры – фонари. Настил моста оставался деревянным. Руководил всем инженер П. А. Лихачёв. Мост получился скучный, но прочный.

В 1960-1961 годах вновь капитальный ремонт моста. Проект уже упомянутого архитектора А.Л. Ротача и инженера А.Д. Гутцайта. Уложили новые металлические балки пролёта, железобетонной плитой заменили деревянный настил, восстановили и вернули на мост торшеры-фонари.

Торговый мост

Торговый мост. Если приглядеться через Торговый мост и дать себе фантазии, можно увидеть мост Декабристов, или, до 6 октября 1923 года, Офицерский мост

И всё было неплохо и органично, пока не влепили новую сцену Мариинского театра с абсолютно незаконной галереей-переходом. Впрочем, о новой сцене Мариинского уже писал. Повторятся не буду.

Могилёвский мост отмечен Свято-Исидоровской церковью. Не перепутаешь. Известен мост, как пешеходный, с 1902 года.

Могилёвский мост

Могилёвский мост с Коломенского на Покровский острова

Могилёвский пешеходный мост

Это Могилёвский пешеходный мост в 1912 году. ЦГАКФФД: Г 6892; "1912-1913 гг.", фото ателье К. Буллы

Могилёвский пешеходный мост

А это в 1920-м. Автор фотоснимка - Андреевский

Мост не пережил блокады. Мосты вошли в число основных целей германской армии, вместе с финской осадивших город. Деревянный мост сгорел. Красивый гранитный, строгий петербуржский мост, который мы видим сегодня построен в 1951—1953 гг. по проекту инженера В. В. Блажевича и архитектора С. Г. Красикова, честь им и хвала. Чугунное литьё, фонари, опоры и пролёты – заслуга именно этих людей и их коллег. Улица из Могилёвской и Большой Ремесленной давно превратилась в Лермонтовский проспект, а мост так и остался Могилёвским.

Кашин мост. Он каким-то чудом миновал попадания в мой фотоаппарат. Почему и как – не ясно. Мистика. Но он есть! В результате, моё Семимостье получилось таким:

  1. Пикалова мост
  2. Красногвардейский мост
  3. Старо-Никольский мост
  4. Смежный мост
  5. Ново-Никольский мост
  6. Торговый мост
  7. Могилёвский мост

и примкнувший к ним, Кашин мост. Не зря говорят, что из Семимостья можно видеть не семь, а девять, вместе с Офицерским, мостов. Пора заканчивать путешествие у Семимостья. Кутаться в шинель и идти дальше.

Кадр из фильма «Шинель»

Кадр из фильма «Шинель», 1959 г. Акакий Акакиевич на набережной Екатерининского канала. Семимостье. [Фото: www.livejournal.com]

1000 Осталось символов


Последнее на сайте

История Астраханской ...

Изучение истории Астраханской губернии - ...

«Стальная» хурма

Мы забыли про эту войну. Про самую успешную, ...

1409 дней + 9

04:00, 22 июня 1941 года началась самая жестокая, ...

Смерть форматов

В очередной программе «Бесогон» от 06.06.2020 ...

Scroll to top
Яндекс.Метрика