.:: ЯКУЦЕНИ.РУ ::. - Кронштадт
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки

Кронштадт. Великое место! Великий Город! Великий собор!

Кронштадт

Кронштадтский собор, о же Никольский Морской собор видел в разных эпохах и в разных ипостасях. Например, в виде музея. На втором этаже музея, немного в пыли, расположилось необыкновенное полотно, написанное в стиле соцреализма в духе Александра Дейнеке или Александра Самохвалова: «Матросы крейсера Киров, танцуют морской танец Яблочко перед наркомом Ждановым». В названии могу быть неточным. Но это было сильное полотно, которое я никак не могу найти в интернет-сети. Товарищ Жданов с колоссальным подозрением смотрел на танцующего, в приличном возрасте, матроса, а матрос смотрел на него с очевидной неприязнью и опаской.

Сегодняшний собор ничем, кроме здания, не напоминает музей советских лет. Он преобразился в великий, светлый и праздничный Храм, с очень большим смыслом, доверием и любовью.

На стенах чёрного мрамора доски с золотыми именами погибших моряков. Всё обрывается на 1918 году… традиция прервана. В центе зала, под куполом – Нерукотворный лик. С хоров, из-под витражей, льётся живая и прекрасная мелодия.

Кронштадт

Кронштадт

Кронштадт

Кронштадт

Кронштадт

Кронштадт, как и остров Котлин Храмом не ограничивается. Это отдельный мир, куда ещё в моём не таком и далёком советском детстве, и юности можно было дойти только на пароходике и только по специальному пропуску – Военно-морская база Балтфлота – это вам не шутки.

Многое и многое на острове Котлин куда древней практически нового Храма. В договоре Великого Новгорода с Ганзой, а он имеется в хранилищах летописей и оцифрован, упомянут исстари стоящий на острове город Котлин, а это немного и немало – 1269 год от Рождества Христова.

Владея островом, владеешь двумя главными фарватерами из Финского залива в Невскую губу: южным и северным. Остров и городок долгое время были русскими. Однако, с Ореховского мира, в 1323 году, дали слабину, Котлин управлялся новгородцами совместно со шведами. По Тявзинскому мирному договору 1595 года граница со Швецией проходила через остров по линии Малая Ижора — Сестрорецк. И, наконец, по Столбовскому мирному договору 1617 года остров отошёл к Швеции на целых 86 лет. От старого новгородского лоцманского городка не осталось ничего.

Кронштадт

На то они и шведы… Однако зря остров опустошили и забросили. Не от великого ума. В 1703 году на практически необитаемом острове высадился Пётр, оценил его достоинства и велел солдатам под командованием полковников Толбухина и Островского заложить укрепление, что они и сделали к 1704 году построив из брёвен могучую трёхъярусную башню с 14 орудиями, назвав её по-петровски скромно, форт Кроншлот, т.е. в переводе со шведского «Коронный замок». Ну и береговую батарею, на всякий случай оборудовали.

Всякий случай тут же пригодился. Сильные задним умом шведы в том же 1704 году несколько раз и в навигацию, и по льду пытались остров взять – да, мимо. В 1705 году пришло большим карательным походом 22 шведских корабля, но не сложилось, шведа уже умели бить, и враг бежал, бросая убитых и раненых, переворачивая шлюпки, в панике опрокидывая и топя свои же корабли.

Кронштадт

Бережёного Бог бережёт. Кронштадтские укрепления, защищающие Санкт-Петербург с моря постоянно, дополнялись и перестраивались. Тому были причины. Англо-французская эскадра на Балтике весной 1854 года намеревалась взять Кронштадт и разорить Санкт-Петербург. В поход вышли один винтовой и 15 парусных линейных кораблей, 32 пароходо-фрегата и 7 парусных фрегатов. Немалая, по тем временам, сила. В ожидании чужих кораблей фарватеры славно заминировали свежеизобретёнными русскими минами. Хорошо быть пионером в минном деле! В результате «потанцевав» на минах эскадра так и не решилась подойти к Кронштадтским батареям и двинулась срывать злость на Свеаборге, близ Гельсингфорса. Впрочем – неудачно.

Свеаборг, после 1918 года финны, поспешили переименовать в «финскую крепость» - Суоменлинна, хотя там и финского гвоздя нет и не было и тут же устроили в ней концлагерь с расстрельным цехом.

Кронштадт

К началу XX века Кронштадт мог встретить неприятеля мощными крепостями и фортами. Укрепления строились и постоянно совершенствовались с учётом последних достижений военной науки. 17 искусственных островов с укреплениями, а также батареи на северном и южном берегу Финского залива – были не менее «приветливы» для незваных гостей крепости.

Кронштадт

В советское время Кронштадтская база также не простаивала и укреплялась, а когда пришла Война, показала всё, на что способна, не пропустив ни одного корабля, ни одной подводной лодки к Ленинграду.

Мы многое знаем о японцах и американцах на Пёрл-Харборе и дивно мало знаем о Кронштадтском Воздушном Сражении 21 - 23 сентября 1941 года. Очень жаль. Германцы надеялись устроить нам то, что устроили японцы 7 декабря 1941 года США, на базе Пёрл-Харбор. Только, в отличии от японцев, силы были собраны не в пример мощнее, а пилоты имели серьёзный опыт реальных воздушных сражений.

В воскресенье, утром 21 сентября 1941 года начался один из самых крупных, массированных воздушных ударов Второй Мировой Войны. Удар по кораблям Краснознаменного Балтийского флота и городу Кронштадту. Возможно атака бы удалась и остов Котлин утонул бы в море и огне. Однако сигнал воздушной тревоги на базу ВМФ поступил вовремя. И мне, как офицеру войск ПВО СССР отрадно об этом писать.

Кронштадт

В апреле 1941 года в Ленинградском военном округе была создана специальная воинская часть - 72–й Отдельный радиобатальон Воздушного наблюдения, оповещения и связи, где в обстановке высокой секретности на вооружение советских войск ПВО была поставлена станция дальнего радиообнаружения самолетов «Редут», то есть привычная нам теперь радиолокационная станция (РЛС). Тогда их не было ни у Германии, ни у Японии, ни в Великобритании. РЛС

Одну из станций - «Редут-3» оборудовали на холме близ деревни Большая Ижора, Станция имела прямую и надежную, двойного дублирования, радиосвязь с командным пунктом ПВО Ленинградского фронта, а также прямую телефонную связь с командным пунктом ПВО Балтфлота. В результате за 15-17 минут до авиаудара Кронштадтская база, как и Ленинградский фронт, были предупреждены о приближающимся массированном крыле нацистских самолётов. 15 – 17 минут – это много. Это задолго! Это расстояние 180–210 км. Через 5-7 секунд (!) после сообщения завыли все флотские и береговые системы оповещения. Расчёты побежали к орудиям и пулемётам. Как мы теперь знаем, немецкий план взятия Ленинграда на первом этапе заключался в том, чтобы внезапным «звездным», с трех сторон одновременно, массированным ударом бомбардировочной авиации идущий тремя воздушными колоннами по 220-250 самолётов уничтожить артиллерию Балтийского флота и сбросить в воду защитников «Ораниенбаумского пятачка», откуда можно было бить прямой наводкой по острову, а затем овладеть южным берегом Финского залива и Кронштадтом.

Основной бомбардировщик кронштадтского налёта Heinkel He 111

Основной бомбардировщик кронштадтского налёта Heinkel He 111. 2 тонны авиабомб на борту каждого самолёта. [Фото: www.wikipedia.org]

Убивать Кронштадт шёл самый крупный и самый мощный «Первый Воздушный флот» Третьего Рейха, приданный группе армий «Север» и усиленный «прославившимся» в Европе «Восьмым Ударного» авиакорпуса. До налёта на Кронштадт авиакорпус «прославился» ковровыми бомбардировками Англии практически полностью уничтожив город Ковентри.

Ковентри после немецкой бомбардировки 14 ноября 1940 г.

Ковентри после немецкой бомбардировки 14 ноября 1940 г. [Фото: www.10otb.ru]

Многое непонятно в нашей истории. Не самой истории, теперь она понятна и прозрачна. Опубликовано и выложено в цифре огромное количество первичных архивных материалов. Непонятна «редакционная» политика СССР в послевоенные годы замалчивавшая ключевые победы на советских фронтах. Вот это действительно дико! Только в изданных в первый раз в 1969 году мемуарах маршала Г.К. Жукова, полководца, фактически спасшего Ленинград и взявшего за две недели Берлин по поводу этой битвы Воздуха, Воды и Земли сказано: «Чтобы подавить и уничтожить нашу мощную морскую артиллерию, которая вела уничтожающий огонь по наступающим войскам группы армий «Север», немецкое командование 21-23 сентября 1941 года осуществило ряд массированных налётов на корабли и Кронштадт. В каждом из этих налетов одновременно участвовало несколько сотен бомбардировщиков. Но интенсивный огонь зенитной артиллерии и решительные действия наших истребителей сорвали замысел врага: существенный ущерб флоту нанесен не был» [Г.К. Жуков, «Воспоминания и размышления» - том 2, изд.7, М. Агентство печати Новости, 1986г., стр. 165].

Кронштадт

«Бомбардировщики появлялись над заливом и Кронштадтом в 10.40. Все во всех деталях и фрагментах осуществлялось строго по одному и тому же сценарию и в одно и то же время с точностью до 2-х минут. Я наблюдал все это своими глазами и поражался тогда немецкой педантичности!» [Григорий Гельфенштейн, старший сержант, старший оператор РЛС «Редут-3»]. Германская авиация безусловно нанесла тяжёлый ущерб Советскому флоту и Военно-Морской базе. Прямым попаданием тяжёлых бомб потопили лидер «Минск», сторожевой корабль «Вихрь», подводную лодку «М-74», транспортный корабль. Встал на дно эсминец «Стерегущий», повреждены линкор «Октябрьская революция» и крейсер «Киров», три эскадренных миноносца, надводный заградитель, ряд других кораблей и судов. У линкора «Марат» оторвало носовую часть по вторую башню. Досталось Кронштадту, его предприятиям и флотскому госпиталю. Но, флот, артиллерия базы, фортов – уцелела, пострадавшие корабли и их батареи возвращены в строй и тяжёлая артиллерия Кронштадта и флота стирала в пыль нацистские войска, сорвала безупречный ранее план взятия Ленинграда. А это 472 корабельных орудий и фортов Кронштадта, а также 16 батарей морских орудий, смонтированных на подвижных железнодорожных платформах, калибром от 120 до 305 мм.

305-мм орудие ТМ-3-12 в форте Красная Горка

305-мм орудие ТМ-3-12 в форте Красная Горка. Предназначено для музея «Защитникам Ораниенбаума». [Фото: www.wikimedia.org]

21, 22 и 23 сентября 1941 года в небе над Финским заливом, островом Котлин и Кронштадтом произошло гигантское трехдневное сражение немецкой бомбардировочной авиации с силами Советского ПВО, примеров которому до этого в мировой военной практике не имелось.

Кронштадт

Завершая эту неожиданную экскурсию по Котлину, мы вышли к старому маяку.

Тулонская аллея. Старый маяк

Тулонская аллея. Старый маяк

Именно здесь на берегу залива, в Тулонской аллее весной 1895 года Александр Попов преподаватель Кронштадтских Минных офицерских классов со своим ассистентом Петром Рыбкиным провели успешный опыт по передаче радиосигнала в саду Минного класса, на расстояние 30 сажен, то есть 64 метров.

7 мая 1895 года Александр Попов на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге доложил о своем изобретении и показательно выполнил передачу радиосигналов с крыши Физкультурного корпуса Санкт-Петербургского императорского университета, во дворе Двенадцати Коллегий Васильевского острова в Кронштадт.

Ленинградская пристань

Ленинградская пристань

12 мая опубликованная в газете «Кронштадтский вестник» краткая информация о первой в мире радиопередаче навсегда закрепила приоритет русского учёного в изобретении радио. Профессор Попов совершенствовал приборы, передавал на корабли Балтийского флота радиограммы. Через год дальность передачи радиосигналов составляла 250 км, что значительно интереснее 64 метров, с которых всё начиналось. В 1941 году РЛС «Редут-3», спустя 46 лет созданная на принципах, открытых Александром Степановичем спасла русский город Кронштадт от тотального уничтожения. Колесо истории!

Кронштадт

Мы покидаем Кронштадт, покидаем остров Котлин по дамбе, защищающей город от наводнений и магистрали соединившей два берега Финского залива. Теперь не надо ехать к Ленинградской пристани, чтобы на катере или теплоходе больше часа идти к Санкт-Петербургским гаваням. Всё быстрее и прозаичнее. А с другой стороны массив дамбы внушает немалое уважение к нашим временам, надёжно сомкнувшим два берега, две морские судьбы Санкт-Петербурга с сердцем в Кронштадте.

Остров Котлин

Остров Котлин

Дорога на Санкт-Петербург

Чудная погода Кронштадта прямо на дамбе сменилась пургой и метелью. Тёмные волны, разделённые бетоном и гранитом и жёлтый пунктир указующих фонарей трассы. Дорога на Санкт-Петербург.

1000 Осталось символов


Последнее на сайте

Старая метрика

Написал старшему брату Павлу: «В отцовском ...

Спасо-Андроников ...

Привет, привет благословенный май. В условиях ...

Образование по ...

Сегодня пришло сообщение из школы: «Уважаемые ...

Выборг

Въезжаем в Выборг с улицы Островной, через мост, ...

Scroll to top
Яндекс.Метрика